Итак, ты решил заняться самовоспитанием. В чем его суть, каковы его задачи? По мнению ленинградского ученого, доктора психологических наук А. Г. Ковалева, самовоспитание — это сознательная, планомерная работа над собой, направленная на формирование таких свойств личности, которые отвечают требованиям общества и личной программе развития.
Прежде чем приступать к самовоспитанию, необходимо проанализировать черты своего характера, подумать, как они соотносятся с требованиями общества к личности человека, а затем твердо решить, какие именно черты надо искоренить, какие изменить, какие новые качества воспитать в себе. Только решив этот вопрос, можно ставить перед собой практические цели самосовершенствования.
О том, как работали над собой многие великие люди, интересно рассказывает А. Г. Ковалев в книге «Самовоспитание школьника».
Л. Н. Толстой в юношеском возрасте заводит дневник, отмечает в нем свои недостатки, составляет планы самовоспитания и самообразования на различные сроки, описывает ход работы над собой, анализирует ошибки; намечает новые, общие и частные планы самовоспитания.
Серьезно занимался самовоспитанием А. П. Чехов. В одном из писем своей супруге - О. Л. Книппер-Чеховой Антон Павлович писал: «Ты... завидуешь моему характеру. Должен сказать тебе, что от природы характер у меня резкий, я вспыльчивый и пр. и пр. Но я привык сдерживать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает...»
Большое внимание самовоспитанию себя и своего сына уделял великий русский путешественник В. К. Арсеньев. Для самовоспитания воли он рекомендовал сыну придерживаться следующих заповедей: 1. Одно сегодня лучше ста завтра. 2. Промедление смерти подобно. 3. Не жди благоприятной минуты, а создавай ее сам. 4. Или работай, или умри. 5. Приводи в исполнение свои решения немедленно. 6. Не расточай сил на бесцельные колебания. 7. Ни одного великого дела не совершено нерешительными людьми. 8. Ничто не имеет такой цены, как настойчивость и терпение. 9. Двадцать дел, наполовину сделанных, не стоят одного, доведенного до конца. 10. Побеждать дурные привычки лучше сегодня, чем завтра. 11. Не держись устава яко слепой стены. 12. Имей уважение к себе. 13. Привыкай к тщательности и точности. 14. Жизнь твоя есть то, что ты из нее сделаешь сам.
Интересны нравственные и волевые нормы поведения, которым следовал в работе над собой великий русский педагог К. Д. Ушинский: 1. Спокойствие совершенное, по крайней мере — внешнее. 2. Прямота в словах и поступках. 3. Обдуманность в действиях. 4. Решительность. 5. Не говорить о себе без нужды ни одного слова. 6. Не проводить время бессознательно; делать то, что хочешь, а не то, что случится. 7. Каждый вечер добросовестно давать отчет о своих поступках. 8. Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет.
Для того чтобы планомерно воспитывать в себе нужные качества, следовать намеченным правилам поведения, нужно бороться с ленью. Не зря говорят: «Лень — мать всех пороков». Не поддавайся соблазну сделать перерыв в работе над собой, перенести намеченное на другой день, не иди на компромисс с собой. Пусть твое «надо» перейдет в «хочу», «хочу» — в «могу», а «могу» — в дело.
Если ты хочешь, чтобы определенная манера поведения стала твоей привычкой, упражняй себя в этом поведении изо дня в день, систематически. Необходимо создавать психологический барьер врагам самовоспитания — всевозможным отвлекающим соблазнам. Например, ты сел готовить домашнее задание и только открыл учебник — пришли друзья, приглашают в кино. Ты начинаешь колебаться: пойти с ними или готовиться к урокам? А может, сделать уроки вечером? Или лучше посмотреть фильм в другой день?
Затянувшиеся колебания — это проявление нерешительности. Ведь решительный человек без долгих раздумий принимает разумное решение и приступает к его исполнению. Как преодолеть нерешительность?
Частично тебе поможет совет профессора А. Г. Ковалева. Он рекомендует в подобной ситуации применять наглядное количественное сопоставление доводов «за» то или иное действие и доводов «против» него. Например, решая вопрос «Идти в кино или нет?», ты можешь сопоставить эти доводы, оценив их по трехбалльной системе (наиболее важные, с твоей точки зрения, доводы оцениваются баллом 3, а остальные менее важные — одним или двумя баллами).
Доводы «за» кино: 1) очень интересный фильм — 1; 2) неудобно отказать товарищам, которые специально зашли пригласить в кино — 3. Итого — 4.
Доводы «против» кино: 1) не успею после фильма хорошо подготовиться к урокам — 1; 2) могу завтра получить двойку —3; 3) неудобно «плавать» перед одноклассниками — 3; 4) стыдно перед учителем — 3; 5) двойка огорчит родителей — 3. Итого — 13.
Итак, ты наглядно убедил себя в том, что необходимо сесть за выполнение домашнего задания. Садишься за учебники, но мысли разбегаются: тебе трудно не думать о кинофильме, от которого отказался. Рассеянное внимание мешает готовиться к урокам. Нужно сосредоточиться. Но как?
Или другая ситуация. Представь себя на экзамене. Это серьезное испытание твоих интеллектуальных сил, и ты очень волнуешься. Волнение мешает говорить. Ты путаешься, сбиваешься, не можешь вспомнить то, что до экзамена хорошо знал.
Избавиться от ненужных в работе колебаний и сосредоточить внимание на выполняемом деле, преодолеть вредное на экзамене волнение, а значит хорошо ответить, поможет тебе курс AT. Аутогенная тренировка разовьет способность к волевому усилию, научит снимать усталость, которая мешает окончанию начатого дела.